Что Вы думаете о теперешних школьниках? Встречались ли Вы с ними?

Извините — не берусь ни особенно ругать, ни особенно хва­лить. Мне еще не вполне ясно, почему прирост молодежи в хо­рах такой скромный. Я, по существу, хотел бы услышать ответ от вас. Зависит ли это только от хормейстера? Только от репер­туара?

А может быть, взрослые хоры приложили недостаточно сил для того, чтобы привлечь молодежь. Деятельность хоров нуж­дается в еще более современном, более интересном руковод­стве. Потому что ведь круг интересов молодежи расширился вообще: интересных веудей в мире много, а времени становится все меньше и меньше. Я был бы рад увидеть, как в каждом городе стал бы действовать межшкольный смешанный хор. Школьная молодежь в свое время имела в Таллине смешанный хор, один из самых замечательных. Но основывать их можно только в том случае, если найдется хороший руководитель. Меня радует каждая встреча с молодежью. О молодежных му­зыкальных хорах и оркестрах, безусловно, следует писать чаще, как мы делаем это в связи даже с весьма посредственными спортивными результатами.

Сколько раз и где, в каких условиях Вам приходилось вы­ступать? Какие из выступлений особенно запомнились? (в том числе в зарубежных странах).

Общего числа выступлений я не берусь назвать. Государ­ственный академический мужской хор выступал свыше двух с половиной тысяч раз. Примерно половиной из этого числа я дирижировал сам. Кое-что делал я и раньше — дирижировал хорами около сорока лет. Большое впечатление оставили вы­ступления за рубежом (в Чехословакии, Финляндии, Швеции). Надо сказать, каждый концерт оставляет след и у певца и у ди­рижера. Не бывало выступления, когда выходишь на сцену рав­нодушно. Ничто не приходит само собой. Все-таки хочешь, воз­вращаясь домой, чувствовать, что ты был нужен, что ты смог принести хоть капельку радости. Когда выступаешь перед мо­лодежью, нередко бывает такое чувство: а не сидит ли тут в зале кто-то из твоих будущих коллег и, кто знает, даже ком­позиторов. Одной из самых впечатляющих встреч с молодежью я считаю нашу встречу на детском празднике песни. Радостно было дирижировать там.

Что Вы думаете о современной музыке (и о бит-музыке)?

Почему вы считаете, что бит-музыка и есть «та самая един­ственная» современная музыка? Я думаю о современной музыке в каждом жанре как о чем-то более богатом и интересном, чем бит-музыка. Я считаю, что каждый имеет право слушать тот жанр, который ему нравится. Это, конечно, зависит от возраста, от степени развитости слушателя. Направление развития все- таки должно идти от бит-музыки к Моцарту, а не наоборот. Каждая вещь хороша на своем месте и в свое время. Джаз, тан­цевальная музыка, бит- или вит-музыка имеют право на жизнь до быстрого изнашивания этих пьес, то есть до их смерти. Когда я в ранней юности участвовал в танцевальном оркестре, то мне это вреда не причинило. С модными течениями всегда так — завтра оно уже никуда не будет годиться. Но извините, если я осмелюсь считать: Моцарт будет жить и послезавтра.