Особое внимание надо все время уделять воспитанию учи­тельских кадров. Плоды это так или иначе начнет приносить лишь годы спустя.

Солому вместо зерна мы иногда пожинаем потому, что не­дооцениваем значение уроков пения и оркестра и ослабляем музыкальные требования на приемных экзаменах в педагогиче­ские учебные заведения.

Я считаю, что необходимы школы, где уровень преподавания музыки был бы особенно высок. О таких школах должны знать родители. Посмотрим, какой наплыв начнется в такие школы!

И еще раз — кадры!

Кто из наших молодых композиторов наиболее привлекает Вас?

— В. Тормис и Э. Тамберг. С интересом слежу я также за формированием Я. Кохи, Я. Ряэтса и других — их самих и их почерка.

С годами они все яснее и глубже будут находить ответы на жизненно важные вопросы: для кого и для чего творить? на что нацелить свое творчество, чтобы сделать его значительным, нужным народу, чтобы оно захватывало и приносило радость?

Пусть они энергично продолжают нести эстафету, чтобы на­верстать отставание предыдущей смены (в глазах молодежи оно всегда есть — и это будет всегда повторяться).

В. Тормиса я отметил первым потому, что он ведет вокаль­ную борозду. Он хорошо знает свой трактор и знает, что сеять. Он любит землю.

К взаимопониманию нас с ним привело множество мелких стычек при подготовке исполнения его поэмы. Ему хотелось снять-услышать урожай скорее, чем то позволяла академиче­ская агротехника. В радиатор его трактора, обладающего вели­колепной тягой, я подлил чуточку холодной воды. А вообще «ребята» доставляют мне радость. Я думаю, что они не запу­стят а-капельные поля своей смены, оставив их только под сено или тем более под сорняки. Нельзя забывать и того, что писать следует для всех видов хора и во всех степенях сложности, чтобы у всех наших тысяч хоров были посильные задания.

Могут ли действеннее помочь подъему музыкальной куль­туры в республике кино и телевидение?

— Могли бы, если бы захотели. Я представляю себе корот­кометражные фильмы на основе отдельных музыкальных произ­ведений, авторские концерты, музыкальные встречи, компози­торские диспуты, показ всевозможных ансамблей и разработку интересных тем.

Редкостная «тонкость чувств» и «скромность» иного учреж­дения культуры, например, в отношении использования Акаде­мического мужского хора, заслуживает упоминания. Телевиде­ние уже второе десятилетие гоняет фильм-концерт «Когда на­ступает вечер» с песней мужского хора «Волна вздымается».

Зато телевизионные студии братских республик проявили в прошлую нашу поездку поистине редкостную заинтересован­ность.