Боюсь, что грядущие поколения не простят нашим работ­никам звукозаписи, фото- и киноархивов их небрежности по от­ношению к нашим старым мастерам культуры (А. Ляте, А. Капп, М. Людиг, Ю. Симм и еще множество других хороших худож­ников, актеров, писателей).

Думаю, что как телевидение, кино и радио, так и всякие деятели грам- и магнитной записи должны воспитывать для себя новые кадры, обладающие глазом, ухом, хорошим вкусом и большим запасом доброй воли и живой оперативности.

Ведь пропаганда легкой музыки — не единственная «серьез­ная» задача. Можно бы слегка попытаться попропагандировать и более серьезную музыку.

Вполне мыслимо приспособить, оснастить какое-нибудь по­мещение вроде кинотеатра (или совершенно новый специальный зал) как демонстрационный зал музыкальных записей, где по заранее объявленной программе весь день можно было бы слушать лучшие в мире музыкальные произведения и исполни­телей. Можно было бы получить ноты, партитуры. Программу можно подбирать и в соответствии с отдельными школьными курсами. Есть еще сотни всяких возможностей и помимо этого.

В каком направлении следует теперь развиваться Государ­ственному академическому мужскому хору, нужны ли большие изменения?

— Больших изменений в составе никогда нельзя делать ра­зом. Но умеренное улучшение составов на основании конкурсов должно постоянно быть на повестке дня. Этой осенью будет конкурс и хористов и солистов. Общее направление — развитие возможностей каждого отдельного певца, увеличение его «кпд». В репертуаре есть еще много пробелов. Думаю, что приравни­вание нормы выступлений нашего хора к нормам других хоров Советского Союза даст возможность в дальнейшем показать гораздо более разнообразный репертуар.

Есть проблемы с современными песнями братских респуб­лик. Мы дали заказы ряду крупных композиторов Советского Союза. Но во многих краях вообще нет мужских хоров, вслед­ствие чего нет и соответствующего репертуара. Есть пробелы в старой классике. Доля песен народов мира тоже требует по­полнения. Среди песен наших старых мастеров также найдется кое-что заслуживающее исполнения.

Как велик репертуар Государственного академического мужского хора?

— Пятьсот восемнадцать названий. Этого числа хватает на тридцать пять — сорок отдельных концертов. Это дает возмож­ность бывать месяц и еще десять дней подряд на концертах нашего хора и каждый день слушать новую программу.

Есть ли у Густава Эрнесакса предложения к комсомолу по улучшению эстетической воспитательной работы? Каковы во­обще пожелания композитора комсомольским организациям республики?

— Есть. Часть предложений вы найдете в сегодняшних ответах. Но разрешите подумать над этим интересным вопросом еще и когда-нибудь потом взять слово еще раз.