Нечего скрывать, что и картина простейших передвижений в ту или иную сторону, вверх или вниз доставляет глазам до­вольно-таки большое удовольствие. Вспомним хотя бы то, как на прошлом всеобщем певческом празднике мужские хоры рука об руку фронтально спускались со сцены. Так используем же скорость, красоту и разнообразие перемен. Хорошее со­держание заслуживает и зрительной красоты.

Все еще не решен вопрос об оркестровом сопровождении всеобщего певческого праздника. В Тампере пытались делать это с симфоническим оркестром через микрофон. В Таллине с помощью одного симфонического оркестра. В Вильнюсе, Риге и Тарту использовали духовой оркестр. Выяснилось, что один только симфонический оркестр все же не является достойным партнером сводному хору. Ему, видимо, пришлось бы быть очень уж многочисленным. А тогда он занял бы огромную «производственную площадь». Не удалось усилить отдельно симфонический оркестр через громкоговорители. Один духо­вой оркестр — тоже еще не полноценный аккомпаниатор. От­сюда вывод: как можно больше увеличить число песен а сарpella или расширить аккомпанирующий симфонический ор­кестр до нескольких сот человек. А он опять-таки нуждался бы в особом подготовительном лагере. Там не должно быть недостатка и в профессиональных музыкантах. До сих пор роль аккомпанирующих оркестров была самым слабым звеном на­ших музыкальных празднеств. Интересно было бы попробовать и уплотненный духовой оркестр в сочетании со сводным хором, но они все разом не уместятся на сцене.

Организация музыкальных празднеств во время всеобщих праздников песни требует синхронизированной деятельности многих организаций.

Сперва действительно приходится долго учиться, чтобы стало ясно, как много надо учиться еще. Если и еще поучиться — будьте уверены, тогда кое-чего и достигнуть можно.

Одна из причин охлаждения в народе к скрипичной игре, видимо, та, что учитель Лаур больше не дарит Арно скрипку4, а разучивает песни в «Гороскопе»5. Мне бы очень хотелось, чтобы скрипка снова вошла в моду. Но, поди знай, ведь это и может вдруг наступить, так же внезапно, как пришли длинново­лосые и гитара.

Нужен только какой-нибудь толчок. А что, если вдруг обна­ружат, что позарез необходимо дополнить состав гитаристов скрипкой. Сколько бы мы тогда увидели молодых людей со скрипкой в футляре!

Мало того, что мы слушаем раздающиеся с высоких трибун звучные «арии» об эстетическом воспитании. Оно должно вхо­дить в действительный график жизни, в ее нотную книгу, в рас­писание уроков воспитания каждого человека.