Давайте позаботимся прежде всего о том, чтобы заполу­чить в свои ряды новых молодых хоровых и оркестровых дири­жеров. Если мы не займемся воспитанием новых молодых дири­жеров сегодня, то послезавтра у нас их не будет. В приказном порядке их не наделаешь. А их воспитание требует много вре­мени.

Давайте позаботимся, чтобы на нашем следующем огром­ном празднике урожая, проводимом в 1965 году всеобщем празднике песни, были новые хоры, чтобы со старыми певцами пело и много молодых.

Еще не достигнута окончательная организованность в том, как наш новый репертуар приходит к певцам. Непозволительно долго после предыдущего певческого праздника было в заб­вении репертуарное поле. Современность требует новых тем­пов и на полях культуры.

Хорошо, когда на полях шумят густые хлеба, когда на сви­ноферме похрюкивают «бекончики»,— но лишь тогда дело в полном порядке, когда председатель колхоза сам в оркестре дудит в трубу или поет в хоре вторым тенором, когда брига­дир управляется с фортепианным комбайном так же ловко, как с трактором. Когда летит песня — летит и работа.

Молодежь, давайте же сделаем жизнь еще прекраснее, красочнее, содержательнее, глубже, звонче! Пусть буйно ра­стут на наших полях ценные породы злаков, а леса и горы, моря и долы пусть гремят песней!

Оперный театр без отечественного репертуара вряд ли можно называть священным словом «театр».

Организовать, заказать и поставить новую оперу — почетное дело для каждого театра, но — что правда, -то правда — все это дело требует немалых трудов, да к тому же еще и энту­зиазма.

Если театр очень хочет получить новую оперу (а он хочет этого наверняка), возникает опасность, что он ее получит,— но тогда ее надо будет и поставить.

Директора, дирижеры, режиссеры театров, поедемте к ко­лыбели новых опер.

Многие оперы живут лишь в отчетах, хотя могли бы жить и на сцене.

Сегодняшняя премьера возможна только оттого, что орга­низацию начали минимум пять лет назад.

Ни одни гастроли оперного театра пусть не пройдут без но­вой оперы.

Тому, как слушать оперу, следует начинать учить уже сыз­мала. Каждый школьник должен хотя бы два-три раза в году побывать в оперном театре.

На публичных концертах можно бы исполнять и отдельные картины, и целые действия из новых опер.

Нужно поднять пропаганду оперной музыки минимум на уровень рекламы легкой музыки (за цирком и спортом мы так или иначе не угонимся).

Если бы радио, телевидение, кино, учреждения звуко- и грамзаписи очень любили советскую оперу, она могла бы быть гораздо богаче и красочнее.

Когда у нас в последний раз состоялись празднество, фести­валь или конкурс, посвященные современной опере?

Число слушателей оперы не меньше числа читателей ро­мана. Отсюда следует сделать экономические выводы.