Но есть все же область, для увековечения которой отсут­ствуют возможности. Я подразумеваю здесь звуковые воспоми­нания обо всех знаменитых хормейстерах. Мы можем кое-что запечатлеть на пленке и пластинке. Делаем ли мы это уже и теперь в необходимой степени — разговор особый. Но были периоды, когда отсутствовало какое бы то ни было увековечи­вание работы дирижера. В журнале, правда, можно найти слу­чайную заметку о том или ином музыкальном событии, но в со­стоянии ли мы многосторонне зафиксировать свою музыкаль­ную жизнь?

А у нас есть еще кое-какие старые певцы, которые помнят даже последние годы прошлого века. Кое-кто пел в хорах Р. Тобиаса, К. А. Хермана, А. Ляте, М. Хярмы, К. Тюрнпу. Мы, конечно же, помним, как дирижировали А. Капп, М. Людиг, К. Крээк, А. Топман, Ю. Симм, помним их концерты или связан­ные с ними истории.

Больше помним мы Э. Аава, В. Каппа, Э. Вырка, Э. Оя, Ю. Аавика, В. Нерепа и другие артистические фигуры более поздних времен.

Не самое ли все же время взяться за сбор материалов о деятельности этих людей!

Государственный академический мужской хор, вступая в двадцать пятый год своей деятельности, призвал всех, а осо­бенно певцов, собирать как можно больше материалов о хор­мейстерах. Запишем же все услышанное или непосредственные воспоминания, одновременно давая сведения о рассказчике или авторе записи.

Собранные материалы просим посылать Государственному академическому мужскому хору ЗССР в концертный зал «Эс­тония» (200001, ЭССР, Таллин-1, бульвар Эстония, 4). Собранные материалы со временем передадим в запасники нашей куль­туры.

Нас интересуют впечатления от выступлений хормейстеров, от репетиций, фотографии и всевозможные воспоминания.

С чувством гордости вступая в праздничном шествии на пло­щадь, где звучат прекраснейшие песни, вспомним при этом тех добрых тружеников, без которых наш век песен был бы беспе- сенным веком.

При прослушивании смешанных хоров возникла мысль, пра­вильно ли делить этот вид хора только на две группы. Кажется, сама жизнь делит их на три четко различимые группы.

К первому разряду, или классу А,— группе больших кон­цертных хоров — должны относиться наши сложившиеся кон­цертные хоры. Их деятельность нашла всеобщее признание у публики и критики. Они должны быть нашими «фирменными» хорами и по репертуару и по уровню исполнения. От них мы можем и должны требовать многого. Пусть они будут в пер­вом ряду при исполнении новых сочинений и справляются также с лучшими и наиболее ответственными произведениями мировой хоровой музыки.