А когда смотришь телевизор — разве не может это навести тебя на новые мысли и тропы?..

Не ты ли, мальчик на том стуле? А вдруг это как раз ты бу­дущий композитор?! А ты, девочка,— будущая певица или пиа­нистка?! Конечно, если к соответствующему дарованию доба­вится уверенная, последовательная, по-настоящему упорная работа.

Шагай смело, но не безумно смело. Не наскакивай головой на стену, голова понадобится для лучших, более осмыслен­ных дел.

А если захлестнет волна восторга и цель исчезнет из виду, обратись своими помыслами к народу.

Оттуда ты вышел, и с ним тебе идти.

Там и твое счастье.

Сегодня можно и нужно говорить о ряде вопросов, вызы­вающих тревогу. Один из них — малое число интересующихся пением в старших классах. Не было даже хоров девушек (жен­ских хоров)6. Если то или иное дело трудно организовать, то следует усовершенствовать процесс его организации, действо­вать по-новому, подыскать новых людей. Неоправданно также исключение из праздника малышовых хоров. А ведь истоки на­шей «реки прекрасного» — в этих самых «болотных яслях». Может показаться, что если уделить внимание этой скромной в музыкальном отношении области педагогики, то это не прине­сет особых художественных лавров, но ведь наши певческие праздники охватывают жизнь людей от колыбели до мо­гилы. Заботясь особенно о тех, что ближе к колыбели, мы потом не будем жаловаться, что молодежь сторонится хоро­вого пения.

Во время великолепного детского праздника у многих со­зрела мысль, что наряду с увеличением и развитием струнных оркестров следовало бы основать и постоянно действующий детский симфонический оркестр.

В Таллине порадовали слушателей и многие духовые ор­кестры. Но куда же делись таллинские многочисленные школь­ные оркестры, действовавшие в былые времена? Я живо помню, как мы школьниками высоко задирали нос, вышагивая за школь­ным оркестром. И сами директора школ с гордостью шли впе­реди оркестров.

Добавлю, что те учителя музыки, которые, проникнувшись духом времени и желанием быть модными, ныне занимаются только эстрадными оркестрами и вокальными ансамблями за счет симфонических и духовых оркестров и хоров, оказывают медвежью услугу музыкальному воспитанию нашей молодежи.

По-моему, мысль о школьных праздниках песни успела про­никнуть еще не в каждую школу, не достигла еще сознания каждого директора и учителя пения и музыки.