Организаторы хоров! Доставайте своим хормейстерам пу­тевки в другие республики Советского Союза, в социалистиче­ские и другие зарубежные страны для ознакомления с работой коллег. Если хормейстеры не согласны — посылайте силой!

Каждый аккумулятор нуждается в зарядке.

От радио и телевидения в большой степени зависят музы­кальные вкусы народа. Следовательно, там должны работать самые лучшие «учителя», потому что их классы очень велики — миллионы. Я подразумеваю дальновидных музыкальных специа­листов с исключительно хорошей подготовкой.

Надо тщательно следить за дирижерским пультом музы­кальной жизни: туда не должен попасть ни музыкант, у кото­рого отсутствует практическая жизненная сметка, ни функцио­нер, у которого отсутствует понимание музыки. Дело требует хорошего организационного, педагогического и художествен­ного чутья.

Если каждое сегодняшнее достижение в спорте, когда оно хоть на долю секунды или сантиметра лучше вчерашнего, по­падает на страницы каждой газеты, то почему бы новым дости­жениям в области музыки не быть отраженным в прессе. Я мысленно поднимаю хоровое пение на уровень шахматного или боксерского матча. Мы хотим читать в газетах и о мара­фонцах композиторского творчества, о молодых композиторах-спринтерах, о состоявшемся вчера вечером блестящем матче-концерте. Думаю, что в коммунизм мы выйдем вместе: спортсмен с песней и музыкант с хорошей спортивной вы­правкой.

Ноты выходят случайно. Когда певческий праздник позади, у хоров уже нет нотной пищи, приходится чуть ли не голодать. А это может явиться причиной распада прежде всего именно маленьких хоров.

Собрания сочинений эстрадных композиторов выходят у нас сорокатысячным тиражом, а собрания эстонских народных пе­сен, песенника мам и бабушек, все еще нет.

В бюро певческого праздника должна быть собрана нотная библиотека для ознакомления с новыми песнями.

База нашей хоровой культуры стала уже очень обширной, она словно большой город со множеством домов, низких и средней высоты. Давайте же построим там и небоскребы. Если в спортивной жизни нужно, чтобы весь народ увлеченно зани­мался физкультурой, а кроме того, были бы еще и вершины, то в области музыки это и подавно должно быть так. Вер­шины — показатели культурного уровня. Они находятся в пря­мой связи с развитием музыкальной жизни, с развитием компо­зиторского творчества.

Я иногда думал: Кириллус Крээк, Март Саар, Михкель Лю- диг в свое время учились в Петербурге, Вельо Тормис в Москве. То есть вдали от дома. И все же именно они всего лучше нашли путь к сокровищнице нашей народной музыки.