Второй вывод из нашего примера состоит в том, что контрабасы, даже оставаясь одни, могут выполнять важные задачи, в данном случае — главную роль в окончании ярмарочной сцены. В последнем такте примера над нотами есть слово div. (сокращение от divisi — «разделяя»); оно означает, что в данной группе два или несколько голосов, выписанных в одной строчке, нужно играть раздельно. В оркестре играет пять — восемь34
контрабасистов, которые размещаются с правой стороны сцены за остальными смычковыми.

Мы должны сказать о некоторых особых звуковых эффектах, которые еще больше разнообразят возможности смычковых инструментов. Если по струнам играть не смычком, а пальцем, то есть щипком, то раздается сухой, быстро замирающий звук. Это — пиццикато. Когда таким образом нужно извлечь всего несколько звуков, играют, продолжая держать смычок в руке, одним указательным пальцем. Но если этот прием распространяется на более длинный фрагмент или даже на целое произведение, какую-то часть, то смычок кладется на пульт, чтобы рука могла двигаться более свободно.

Нередко у струнных инструментов встречается очень частое повторение одних и тех же звуков, которое достигается путем быстрого чередования направления ведения смычка. Этот прием дублирования звуков, называемый тремоло, способен сделать мелодию более взволнованной:

Благодаря Вагнеру вошел в обиход и другой тип смычкового тремоло — за счет частого поднятия пальцев левой руки при обычном, ровном движении смычка по струне:

Если палец левой руки не прижимает струну к грифу, а только слегка ее касается, получается высокий стеклянный звук — так называемый флажолет. Существуют флажолеты натуральные, получаемые в результате прикасания пальца к струне в определенных точках, с тем что остальные пальцы этой струны не касаются; звучат верхние обертоны от основного тона струны.