Восстановление равновесия обоих инструментов связывается с именем Моцарта. В его 35 скрипичных сонатах мы можем проследить, каким путем шла эволюция:

в сочинениях детского периода скрипка всего лишь скромно удваивает верхнюю мелодию фортепиано; количество частей непостоянно. В более поздних сонатах утверждается трехчастное членение (быстро — медленно— быстро), скрипичный же голос не только уравнивается с фортепианной партией, но нередко превращается в виртуозного партнера.

Из скрипичных сонат Бетховена самые популярные — F-dur («Весенняя») и A-dur, более известная под названием «Крейцерова». Из музыкальной литературы прошлого века чаще всего исполняются скрипичные произведения Шуберта, Шумана, Брамса и Франка.

Название виолончельная соната, как и скрипичная, тоже подразумевает два инструмента — виолончель и фортепиано. Костяк ее литературы составляют пять виолончельных сонат и два цикла вариаций Бетховена, редко исполняемый Дуэт Шопена, далее — по две сонаты Брамса и Сен-Санса. Пьеса Шуберта, известная как «Соната-арпеджионе» (по названию ныне забытого смычкового инструмента), тоже обогащает виолончельный репертуар.

Из духовых инструментов чаще всего с фортепиано сочетается кларнет. Особую, необычную комбинацию инструментов опробовал Бетховен в сонате для валторны и фортепиано.

Дуэт двух фортепиано имеет двухсотлетнее прошлое. К жанру камерной музыки не относятся переложения фортепианных концертов, в которых второе фортепиано заменяет оркестр. Из произведений, в оригинале созданных для двух равнозначных фортепиано, выделяются Соната D-dur и Фуга c-moll Моцарта, затем — пьеса Шумана под названием Анданте и вариации, а также Патетический концерт Листа.