Вкус эпохи удовлетворялся самыми разными комбинациями инструментов; случайно составленные ансамбли отнюдь не закреплялись за определенными музыкальными жанрами: они подключались к ним или покидали их, разнообразя и украшая их.

Хотя в музыке Ренессанса превалировали вокальные жанры, было бы ошибкой считать, что инструменты ограничивались лишь подчиненными ролями. Во всяком случае, четких указаний по этому поводу музыкальные памятники опять-таки не дают. В начале произведений нередко стояла пометка: «Может быть спето или сыграно на любом инструменте»; следовательно, кто именно принимает участие в музицировании — по-прежнему зависело от случая. Великий французский композитор XIV века Машо считал, что «допустимо и естественно, чтобы балладу играли или сопровождали бы на органе волынке или другом инструменте». Популярные хоровые произведения переписывались и для инструментов; таким образом на первый план выдвинулись инструменты, пригодные для многоголосной игры, — домашний орган («позитив»), клавесин и лира.

Ренессанс был особенно пристрастен к чередованию и смешению певческих голосов с духовыми и смычковыми инструментами. В «Декамероне» Бокаччо в первый день перед гостями исполняется песня с танцем; между поющимися и танцующимися строфами инструментальный ансамбль играет «ритурнели» (возвращающиеся интермедии). Один из современников свидетельствует, что на состоявшейся в Мюнхене в 1568 году свадебной церемонии по случаю брака Вильгельма Баварского и Ренаты Лотарингской придворный оркестр исполнял шестиголосное сочинение Лассо; инструменты во время исполнения чередовались по группам: медные духовые сменялись струнными, затем следовали деревянные духовые, но имели место и комбинации разнородных инструментов.