Тройные концерты: Концерт для трех фортепиано F-dur Моцарта, Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано Бетховена. Четыре духовых инструмента (гобой, кларнет, валторна, фагот) состязаются с оркестром во второй Концертной симфонии Моцарта. То же название дал Гайдн четверному концерту, написанному для гобоя, фагота, скрипки, виолончели и оркестра.

Идеал слияния и объединения искусств полнее всего воплотился в оперной культуре XVIII—XIX веков. Драма и лирика, театр и танец, декорация и маскарадный костюм, иначе говоря — элементы изобразительного искусства равноправны в этом многослойном жанре; разнообразно проявляются в нем различные формы и комбинации вокальной и инструментальной музыки: сольный голос и ансамбль, хор и оркестр.

Из обильного множества оперных арий мы уже цитировали один хоровой шедевр Монтеверди. Для представления ансамблей нескольких голосов мы можем выбрать наиболее известные оперные отрывки.

В дуэте поют двое — вместе или поочередно.

Следующий наш пример — «Терцет» из «Отелло»:

Популярный квартет из «Риголетто» собирает воедино разные характеры четырех персонажей:

Приведем выдающийся пример вокального квинтета из III действия «Мейстерзингеров»:

Наконец, в большой сцене из II действия «Лючии ди Ламермур» поет секстет.

Барочные традиции хорового и оркестрового ансамбля продолжали, хотя и в измененной форме, жить в последующую эпоху. Понятие оратории расширилось: в ней получили слово и светские темы. Арена действий исполнителей переместилась в концертный зал.

После того как один из папских декретов запретил симфоническому оркестру участвовать в церковных церемониях, новые, современные музыкальные воплощения месс и реквиемов тоже вынуждены были в течение долгого времени звучать только на концертной эстраде.