Такой способ записи имеет две причины и цели: 1) избежание слишком большого количества добавочных линеек, которые затрудняли бы прочтение нот; это относится к челесте, колокольчикам и контрабасу; 2) облегчение задач исполнителям, играющим на инструментах разного строя, но одной конструкции (например, разновидности кларнета, валторны, трубы, саксофона): таким образом

они всегда могли бы использовать одни и те же технические приемы, вне зависимости от реального звучания. (Таблицу транспонирующих инструментов  на стр. 313—315). По отношению к флейте-пикколо и контрафаготу действуют оба этих аспекта.

До сих пор мы в интересах более легкого прочтения нот выписывали в примерах реальное звучание; в дальнейшем будут появляться и транспонированные голоса.

Различие между вокальной и инструментальной музыкой не означает резкой границы между двумя мирами. По музыкальной терминологии вокальный жанр 1 — это любое произведение, в котором выступает певческий голос; сюда относится, следовательно, и песня в сопровождении фортепиано, и оратория, и опера, включающие, помимо певцов-солистов и хора, также большой оркестр.

В практике нашей концертной жизни встречается всего-навсего один чисто вокальный ансамбль — хор a cappella.

Хор — это собрание певцов, в котором каждую партию, то есть голос, поет несколько человек. Партии разделяются по типам певческих голосов, иначе говоря — по их регистрам. Основные типы голосов: сопрано — альт — тенор — бас (сокращенно: S — А — Т — В); первые два — это более или менее высокие женские и детские диапазоны, вторые два — мужские. Объединение всех четырех голосов — это смешанный хор.