Не случайно скрипичная соната родилась на итальянской земле, в XVII столетии — золотом веке скрипичных мастеров. Она содействовала формированию целого ряда итальянских скрипачей-композиторов, один из величайших представителей которых — Корелли — установил внутреннюю структуру этого нового жанра; его сонаты состоят из четырех разных по характеру частей в такой последовательности темпов: медленно — быстро— медленно — быстро; в одной из частей ведущую мелодию сопровождает ряд спокойных гармоний, другая, наоборот, строится на оживленном движении имитационного контрапункта.

На достижения итальянских мастеров опирался в своих шести скрипичных сонатах Бах, но он значительно расширил унаследованные рамки, в стремлении избавить continuo от подчиненности, порой детально разрабатывая его голоса; Бах — первый, кто подчеркнул диалогический характер камерной музыки.

То, что мы сказали о скрипичной сонате, касается вместе с тем и гамбовых сонат Баха, которые с тех пор включаются в виолончельный репертуар, равно как и флейтовых или гобойных сонат композиторов барокко. В этих произведениях первоначально участвовал клавесин, ныне же его партию, как правило, играют на фортепиано.

Родословную трио обычно возводят к ведущему типу камерной музыки барокко — трио-сонате. Однако это родство лишь номинально, поскольку название «трио-соната» относится не к инструментарию, а к количеству голосов. Так как без клавесина (или органа) обойтись было нельзя, то трехголосные пьесы исполнялись то вдвоем (скрипка — клавесин или флейта — клавесин), то на одном-единственном клавишном инструменте.