Во второй половине XVIII века все возрастающие требования к богатству оттенков привели к решительным переменам во всех областях музыки. Были вскрыты разнообразные возможности, заключенные в многоступенчатом членении динамики и плавных переходах от одной ее ступени к другой, то есть, помимо двух нюансов в музыке барокко (громко и тихо), еще и fortissimo, mezzo forte, pianissimo, crescendo и diminuendo, которые могут быть между ними. Это означало крутой поворот от старой «террасовидной» динамики, которая покоилась на жестком разделении органных регистров. Стало ясно, что все группы оркестра способны на самые изысканные оттенки, за исключением. инструментов continuo: чембало и органа.

Итак, состав оркестра и привычное «разделение труда» внутри его изменились. Ответственное за гармонии continuo надо было заменить другими средствами; эту функцию с легкостью стал выполнять хор духовых инструментов посредством выдержанных аккордов и подолгу тянущихся звуков на фоне более подвижных смычковых. Деревянные духовые в отдельных случаях могли усиливать или подменять смычковые инструменты даже в мелодической роли.

Сначала симфонический оркестр нового типа был представлен в театральной музыке. Опера Глюка «Ифи- гения в Тавриде» требует следующего оркестрового ансамбля: пикколо — 2, флейты — 2, гобои — 2, кларне-

ты — 2, фаготы — 2, валторны — 2, трубы — 2, тромбоны — 2, литавры; смычковые; следовательно, здесь уже выбывает клавесин.

Рамки оркестра венских композиторов-классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта — остались примерно теми же, обеспечивая достаточное разнообразие.