Однако все это не так просто, как кажется. Бесчисленны разные приемы и хитрости в обращении со смычком, требующем не только долгих упражнений, но и развитого вкуса. Ибо от владения смычком зависит логичное и ясное членение музыки; с помощью смычка же происходит и нюансировка силы звука — в зависимости от того, с каким нажимом он давит на струну. Смычковые инструменты составляют самую неутомимую инструментальную группу оркестра, наделенную вместе с тем самым широким кругом задач. Они способны на такое же задушевное пение, какое свойственно человеческому голосу, но по подвижности и слуховому диапазону значительно превосходят его.

Большое преимущество смычковых перед другими инструментальными группами заключается в том, что их звучание однородно: часто бывает так, что звуки разных смычковых инструментов почти нельзя отличить друг от друга.

Самый маленький и в то же время самый подвижный член семейства смычковых — скрипка. Длина ее корпуса, включая шейку и головку, — около 60  При игре она помещается между подбородком и левым плечом; подбородник, укрепленный рядом.с подгрифником

на верхней деке, способствует тому, чтобы освободить левый локоть и кисть от тяжести держания инструмента21. Шейка скрипки располагается между большим пальцем и ладонью; таким образом, струны прижимаются остальными четырьмя пальцами.

Звучание скрипки в большой степени зависит от того, на какой струне играют. Звук верхней струны Ми 22 — яркий, пронизывающий; характер двух средних струн (Ре, Ля) — значительно мягче, а у нижней струны Соль23 — звук плотный, насыщенный.

Скрипка — в первую очередь мелодический инструмент; в силу гибкости и выразительности ее звука она часто получает ведущую роль.