Распространение многоголосного хора в эпоху Ренессанса было связано с крупными переменами в жизни того времени: музыкальная культура вырвалась из замкнутого мира монастырей и вступила в более свободную атмосферу соборов, коллегий и капелл аристократов; короли соперничали друг с другом, стремясь собрать вокруг себя лучших музыкантов, ансамбли.

В церковном хоре стали петь даже светские лица, в него не допускались только женщины сопрано пели мальчики, а альты состояли из мужчин, поющих высоким фальцетом, так называемых «фальцетистов». К тому времени закрепилось положение баса, которым прежде пренебрегали, в качестве самого низкого хюрового голоса, то есть фундамента звучания. Вероятно не случайно это произошло тогда же, когда живописцы стремились к постижению и раскрытию глубин перспективы, как не случайно и то, что культ многокрасочного двойного хора, разделенного на чередующиеся и соперничающие группы, расцвел в Венеции, в этом «городе блестящих красок», где творили Тициан, Тинторетто, Веронезе.

В начале XVI века количество певцов в церковных хорах при полном составе колебалось от 12 до 16; хор собора святого Петра в Риме при регентстве Палестрины не превышал 26 человек. Даже прославленный двойной хор базилики святого Марка в Венеции насчитывал тоже лишь 32 певчих, поделенных на две равные группы. Единственное исключение составлял в тот период мюнхенский ансамбль Лассо, состоявший из 60 человек.

В эпоху Ренессанса голоса хора усиливались, как правило, инструментами. Однако на хорах папской Сикстинской капеллы размещались только певцы: отсюда возникло понятие «а cappella». С тех пор это название закрепилось за самостоятельным, исключающим какое бы то ни было инструментальное сопровождение хоровым пением.

В светской музыке XVI века были в моде не хоры, а камерные ансамбли.