Рамкам симфонической музыки органически соответствуют произведения концертного жанра. Концерт — в том смысле, в каком это название относится к жанру музыкального произведения, — это соревнование солирующих инструментов с оркестровым ансамблем. Музыка концерта, звучащая у соперников то поочередно, то вместе, образует единое целое, но роли в ней распределяются все же по-разному: у сольного инструмента партия более оживленная, она противостоит массивности оркестрового звучания.

В большинстве случаев уже само название концертного произведения подсказывает, какой именно инструмент играет в нем ведущую роль: фортепианный концерт — концерт для фортепиано с оркестром; скрипичный концерт — концерт для скрипки с оркестром и так далее.

Двойной, тройной, четверной концерт — это объединение двух, трех, четырех сольных инструментов и оркестра. Состав группы солирующих инструментов может быть весьма многообразным: в ней могут выступать как смычковые, так и духовые инструменты, одно или даже несколько фортепиано, клавесин, арфа и многие другие.

Наша музыкальная жизнь, оперные и концертные программы охватывают музыкальную литературу четырех прошедших столетий. Хронологически первенство принадлежит хоровым произведениям: большая часть и поныне поющихся мадригалов относится к XVI веку. Контуры инструментальных ансамблей, симфонической и камерной музыки стали определенно вырисовываться только на стыке XVII—XVIII веков. После того как Монтеверди заложил фундамент оперы, в ее истории последовали полтора столетия постепенного накопления сил, — летоисчисление сегодняшнего репертуара этого жанра начинается, собственно говоря, с эпохи Глюка и Моцарта.