Популярная оркестровая сюита Равеля «Моя матушка гусыня» первоначально была четырехручным фортепианным произведением. Стравинский написал для двух фортепиано концерт.

Новый инструментальный ансамбль использовал Дебюсси в Трио-сонате для флейты, альта и арфы. В квартете Веберна выступают саксофон, кларнет, скрипка и фортепиано. В концерте Де Фальи главную роль играет чембало в обществе двух смычковых и трех духовых инструментов. Арфа господствует в камерной пьесе Равеля «Интродукция и Аллегро» (для арфы, смычкового квартета, флейты и кларнета). Смелым новшеством было введение в октет Стравинского медных духовых.

Литература камерно-инструментальных произведений, в которых занято больше восьми инструментов (сюда можно включить и Серенаду B-dur Моцарта, написанную для 13 инструментов), — только в пашем столетии стала значительной. Вот несколько выдающихся примеров: Шёнберг — Камерная симфония (для 10 духовых инструментов и смычкового квинтета), Берг — Камерный концерт (фортепиано — скрипка—13 духовых инструментов), Веберн — концерт (скрипка — альт — фортепиано и 6 духовых) и шедевр Бартока — соната для двух фортепиано и ударных инструментов (два ударника играют на 9 инструментах),  пример 321.

Все чаще в инструментальный ансамбль различных составов вливается вместо фортепиано певческий голос; таким образом, камерная музыка обогащается новыми комбинациями.

В композиции Стравинского, которая называется «Колыбельные кота», вокруг голоса вьются три кларнета, а в сочинении «Памяти Дилана Томаса» он использует, помимо солирующего тенора, струнный квартет и 4 тромбона.