Оперные сцены, в которых поет несколько человек, называются по числу действующих лиц. Следовательно, дуэт — это сцена двух солистов. В терцете поют втроем. В квартете участвуют четверо. Пять певцов составляют квинтет. Наконец, секстет — это ансамбль из шести певцов. Данные названия не принимают во внимание участвующий в этих сценах оркестр, а также — иногда — и сценический хор.

Хор и оркестр очень часто выступают самостоятельно, как в концертах, так и на оперной сцене.

Самый сложный состав — комбинация солистов-певцов, хора и большого оркестра.

Инструментальная музыка

Инструментальные жанры охватывают три собирательных понятия: соло (один инструмент), камерная музыка и симфоническая музыка. Первым из них мы здесь заниматься не будем, так как в предыдущих главах уже познакомились с индивидуальными особенностями инструментов, которые могут выступать в качестве солирующих.

Камерная музыка предполагает участие минимум двух, максимум 14—15 инструментов. Отличительная особенность ее заключается в том, что каждый участник исполняет только один свой голос; в этом она отличается от оркестра, который характеризуется многократным, как в хоре, усилением струнных голосов (первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы). Не менее важная черта камерной музыки — это то, что ее равнозначимые голоса на протяжении произведения поочередно выполняют разные функции, например — мелодическую и сопроводительную. Следовательно, сюда нельзя отнести те виртуозные инструментальные сочинения, в которых роль фортепианной партии, сопровождающей солиста, носит явно выраженный подчиненный характер.

Название типов камерной музыки отражает количество ее участников.