Общая установка цветистого контрапункта заключается в том, чтобы в ритмике, подобно ходам и скачкам в мелодии, пропорционально чередовались долгие и короткие длительности.

Отступая от принятой нами до сих пор практики, мы для большей наглядности сначала приведем примеры, разбив их на пронумерованные такты.

Для движения целыми и половинами действительны правила I—II разрядов. Ритм четвертей уже более ограничен: если на месте одной ударной половинной ноты стоят две четверти, то до или после них тоже должна быть четверть (62 а — такты 2 и 7; 62 6 — такты 5 и 6), или первая из них относится к синкопе (62 а — такт 10; 62 6 — такт 2), или же после них следует синкопа:

Длительность с точкой, то есть увеличенная на половину, может приходиться только на ударную долю (пример 62 а — такты 1 и 3). Правило синкоп в цветистом контрапункте: короткую длительность нельзя слиговывать с более длинной; второй, слигованный звук может быть максимум той же длительности, что и начальный (пример 62 а — такты 5 и 6), или вдвое короче (пример 62 6 — такты 2—4—8—10). Исключение может составлять только заключительный звук мелодии, который иногда вдвое больше предшествующей, начинающей синкопу нотной длительности.

Синкопа не может начинаться длительностью меньшей, чем половинная нота.

Камбиата может складываться не только из ровных четвертей, но и из разных нотных длительностей (пример 62 а — такты 9 и 10).

Из пауз мы часто встречаем целые и половинные; что же касается четвертных и восьмых, то в стиле Палестрины они не наблюдаются.

I    разряд: нота против ноты Правила трехголосного контрапункта мягче, чем в двухголосном. В число консонансов попадают чистая и увеличенная кварты, а также — уменьшенная квинта, если она образуется не по отношению к басу.