Новое музыкальное направление проповедовало: лучше, когда мелодии расходятся или когда они начинаются неодновременно.

Понятие благозвучной гармонии тоже преобразилось: в качестве консонирующего интервала выдвинулась терция.

В XV столетии наступил золотой век нового стиля — вокального контрапункта.

Вокальный контрапункт XVI века, иначе называемый стилем п алестрины, таит в себе целую груду музыкальных и математических закономерностей . Определение и анализ его строгой системы начались, собственно говоря, только в XVIII веке, но вскоре стали органической частью музыкальной педагогики и остались ею поныне.

Хотя бы краткое знакомство с основными принципами контрапункта способствует пониманию равным образом как классических шедевров, так и новых музыкальных течений.

Изначальный смысл понятия «контрапункт»—«точка против точки» (нота против ноты), — извлеченный из самой ранней практики многоголосия, когда голоса не имели ритмических отличий и двигались ритмически «параллельно» (органум), ко времени Тинкториса уже объяснял весьма немногое. Тин- кторис через раскрытие этимологии слова акцентирует обязательность гармонического согласования одновременно звучащих голосов. Но это лишь одна сторона понятия «контрапункт», давно уже переосознанного практикой европейской вокальной полифонии. В XV веке мастера отчетливо осознавали контрапункт как искусство соединения в одновременном звучании нескольких отличающихся мелодий (порою весьма контрастных) на основе определенных законов гармонического соответствия и во имя достижения сложного и богатого образно-смыслового результата. Искусство контрапункта подразумевает также особые методы полифонической вариационности (так называемый «подвижной контрапункт»), заключенной в вариантных комбинациях найденных мелодий (их перестановках и сдвигах по отношению друг к другу).