Данная операция требует непогрешимо острого слуха, поскольку часто возникает необходимость перестройки во время исполнения, и, следовательно, настраивать и контролировать результат приходится, пока оркестр играет нечто совсем другое. В прошлом веке делалось много попыток упростить настройку литавр. В частности, было сконструировано устройство, состоящее из вертикальной вращающейся металлической оси, укрепленной на боку инструмента: при повороте с помощью единственного ключа она сдвигала все натяжные винты. На таком же принципе строится другое изобретение — вращающийся металлический обруч, смонтированный вокруг верхнего края инструмента. Относительно недавно родилось решение, обещающее быть окончательным: литавровая педаль, изменяющая натяжение мембраны, а значит, и высоту звуков, при нажатии на нее ногой. Поскольку таким образом руки литавриста освобождаются от настройки, то появляется возможность изменять высоту звуков во время удара или тремоло.

До сих пор о литавре говорилось в единственном числе, но в оркестре нужны, как минимум, две разновысотные литавры. Размеры, диаметр ударной поверхности различны; на большем инструменте возникают низкие, на меньшем — более высокие звуки:

Литавровую пару обслуживает один музыкант с помощью двух палочек с деревянной ручкой приблизительно 30 см длины. Головка литавровых палочек делается из разных материалов: из дерева, войлока, кожи, ваты, пробки или губки; размеры ее тоже могут быть разными.

Эти факторы определяют качество и силу звуков. Палочка с жесткой головкой не только способна вызвать большую силу звука, но и лучше подчеркивает сложные ритмические контуры, чем мягкая, которая, в свою очередь, приводит к округленным, гулким и легче распознаваемым по высоте звучаниям. В каждом конкретном случае ударник выбирает соответствующие палочки.