Исключение составляет название «соната», относящееся к произведению, исполняемому двумя инструментами, и подменяющее собой понятие дуэта. Фортепиано здесь тоже не всегда упоминается: название «скрипичная соната», например, представляет собой сокращение названия «соната для скрипки и фортепиано». Обычно используются названия латинского происхождения: трио (три), квартет (четыре), квинтет (пять), секстет (шесть), септет (семь), октет (восемь), нонет (девять).

Если играют исключительно смычковые инструменты, то определение ансамбля и самого произведения будет: струнное3 трио, струнный квартет и т. д. Если речь идет только о духовых, то такие камерные сочинения называются: трио для духовых, квинтет для духовых и так далее.

Если к однородному ансамблю добавляется фортепиано или другой чужеродный инструмент, то появляются такие названия, как фортепианное трио (форте- пиано+ 2 струнных), фортепианный квинтет (фортепиано+4 струнных или фортепиано+ 4 духовых), кларнетное трио (кларнет + 2 струнных), и тому подобные.

С XVII века, по примеру самостоятельных оркестровых фрагментов в операх Монтеверди, называющихся «симфониями», постепенно возникло собирательное понятие «симфоническая музыка», охватывающее оркестровые жанры вообще. Отсюда родилось и общепринятое название концертного оркестра: симфонический оркестр.

Камерный ансамбль и оркестр определяются не столько числом участников, сколько, как уже говорилось, индивидуальным или групповым разделением смычковых голосов. Тем не менее численность симфонического оркестра может быть очень разной, колеблясь от 16 до 120 музыкантов.