На Байрейтских празднествах участвовал состав смычковых: 16 первых и 16 вторых скрипок, 12 альтов, 12 виолончелей, 8 контрабасов. Такой состав приблизительно соответствует постоянным рамкам современного большого оркестра, за исключением арф, из которых к обязательным участникам оркестра принадлежит только одна.

Камерный оркестр в сегодняшнем понимании — это ансамбль, приведенный в наших цитатах из Баха и Гайдна. Смычковый оркестр мы представим на примере Серенады C-dur Чайковского.

Во второй половине XVIII века новый размах получил и жанр концерта. Прежде всего начал свои завоевания фортепианный концерт. В фортепианных концертах Моцарта будущие пути определились взаимодействием двух начал: одно из них — мир гибких и выразительных мелодий итальянской оперы, другое — порождаемая эволюцией инструментальной техники подвижная и блестящая виртуозность.

Из пяти фортепианных концертов Бетховена первый (C-dur) еще явно свидетельствует о влиянии Моцарта, что, впрочем, никак не снижает его ценности; страстнодраматическое же звучание последних двух (G-dur и Es-dur) открыло новую главу в истории жанра. По этому пути пошел Шуман в своем популярном концерте

a-moll, затем — Брамс в двух сложных произведениях — фортепианных концертах d-moll и B-dur, в которых контраст между сольным инструментом и оркестром мягче обычного. В двух фортепианных концертах (e-moll и f-moll) Шопена идейное содержание передается блистающей яркими красками фортепианной партией, в то время как оркестр ограничивается подчиненной ролью. Концерты Листа (Es-dur и A-dur) состоят из одной части, точнее — из разных частей, без паузы примыкающих друг к другу. Наибольшую популярность из литературы поздней романтики приобрели фортепианные концерты Чайковского (b-moll) и Грига (a-moll).

Более короткий и простой вариант концерта — концертино.