Музыка более ранних столетий — средневековья и Ренессанса редко когда получает слово, для нее необходимы более или менее соответствующие эпохе инструменты и особый стиль исполнения. А с тех пор не только способ звукоизвлечения, но и элементы, и форма музыки, ее звуковой запас и выразительные возможности слишком изменились, поэтому, понятно, вкус, воспитанный на музыке Баха, Бетховена и Вагнера, воспринимает звучания давно прошедших эпох скорее лишь как историческую достопримечательность.

Если и нельзя снова полностью размотать клубок истории коллективного музицирования к началу начал, когда впервые объединились два певческих голоса или инструхмента, то все же необходимо хотя бы вкратце упомянуть о тех событиях, которые предшествовали рождению музыкальных ансамблей.

В первые века христианства, еще до появления многоголосия, стало привычным делом, чтобы в пении псалмов принимал участие весь церковный приход. Миланский епископ Амвросий (IV век) воодушевленно хвалил одноголосное звучание хоралов, «.когда глас народный звучит в хоре». Позднее настала очередь дифференциации и обособления хора; с целью обучения певцов были созданы школы, церковный церемониал был пополнен предписаниями, касающимися деятельности хора. Пение тогда было еще строго одноголосным: «будто поет единственный голос; никто не должен петь быстрее или громче остальных» — так гласило правило. В церкви хору было отведено особое место: римский собор Святого Петра строился в V веке уже с таким расчетом, чтобы певчие располагались вокруг алтаря.

Членов хора называли «лекторами»; сольные эпизоды пела отдельно образованная группа «канторов». В Византийском соборе во времена правления Юстиниана функционировало 111 лекторов и 25 канторов.