С пластинками сопряжены настроенные на ту же высоту металлические трубочки, которые во время игры открываются и закрываются с помощью электромотора; в результате возникает своеобразно дрожащий звук. Инструмент снабжен также педалью, выполняющей ту же функцию, что и у фортепиано, — продления или остановки звучания. Так как действием и мотора, и педали можно управлять, то во время исполнения достижимы различные

комбинации звуковых тембров в соответствии с требованиями партитуры.

К концу прошлого века в оркестре стало получать место все больше звукоподражательных средств; само их название подсказывает, каково их звучание.

Трещотка — это приспособление, дающее звучание старинной детской игрушки; оно представляет собой зубчатое деревянное колесо, которое при вращении трется об упругую пластинку. Колокольцы118 — это, как подсказывает само название, инструмент, имитирующий звон колокольчика, подвешиваемого коровам на шею: его слегка сплюснутый корпус не имеет изнутри молоточка, а звучит от ударов деревянных или металлических палочек; употребительны колокольцы размой величины, дающие более высокое или более низкое звучание.

Бубенчики представляют собой группу бубенцов, подвешенных на полукруглой рамке и звучащих в результате потряхивания. Использованы, например, в Четвертой симфонии Малера.

Хлопушка (иногда называется также бичом или кнутом) две деревянные дощечки, подвижно соединенные с одного конца в виде римской буквы V, резким ударом друг о друга имитирующие щелкание кнута (появляется, в частности, в опере Масканьи «Сельская честь»).

Наковальня делается из железных прутьев и молотка 119. (Этот инструмент изображает шум кузницы в «Золоте Рейна» Вагнера, в «Трубадуре» Верди.)