Аналогичную функцию могут выполнять вместо мелодий и цепи гармоний не только аккорды, но и изолированные звуки и мотивы. Этот своеобразный тип строения позднее назвали «пуантилистской» музыкой. Название («точкообразный») может ориентировать на французских художников-пуантилистов школы Сёра, которые, складывали линии рисунка из точек.

Упомянутое произведение Шёнберга появилось в 1909 году28, Веберна — в 1913 году, то есть значительно раньше, чем стало известно о додекафонии. Это нововведение Шёнберга привело к освобождению от тональности, от законов притяжения, замыкающихся на доминирующем основном тоне, и уравнению в правах всех двенадцати звуков «При этом он в большинстве сочинений, в том числе — ив пределах додекафонной звуковой системы, остался верен традициям жанровой и ритмической организации, формообразования и развития мелодии. Еще больше это относится к третьему крупному представителю ново-венской школы — Альбану Бергу.

Веберн игнорировал не только тональность, но и традиционную, движущуюся малыми интервалами непрерывность мелодической линии, старое понимание и роль музыкальной темы; вместе с тем он произвел перестановки в акустическом пространстве: звучание баса перестало у него быть фундаментом, высокие звуки — ведущими, а остальные — заполняющими созвучие; все звуки он превратил в самостоятельных, равноправных участников, любой скромный вклад которых стал важным фактором в музыке в целом. Вебернов- ское переустройство звукового царства повлияло сильнее всего на новаторские течения периода после второй мировой войны.

Мы оказались бы слишком односторонними, если бы искали предпосылки сегодняшней музыки исключительно в ново-венской школе.