Изложенные конструктивные особенности — присоединение голосов к cantus fir- musy, имитация и канон, двойной контрапункт — характеризуют большую часть вокальных и инструментальных художественных форм эпох Ренессанса и барокко: мотет, мессу и ораторию, ричеркар, инвенцию и фугу.

Но в то самое время, когда искусство контрапункта достигло апогея в шедеврах Баха, начали вырисовываться новые веяния, новое направление: музыкальные вкусы все больше склонялись к ведущей мелодии, к гармонии и тембрам. Таким образом, единовластие контрапункта закончилось.

Совокупность разных, но одновременно звучащих музыкальных тонов называется созвучием, или гармонией. Понятие гармонии 24 в древности относилось не столько к одновременному звучанию, сколько к организации мелодии. В литературе его смысл перерастает эти рамки, становясь символом мирного согласия, единомыслия, как красивое, приятное звучание.

В музыке трактовка понятия гармонии идет еще дальше: сюда относятся уже не только приятные консонансы, но и диссонансы, производящие впечатление незаконченности, неразрешенное™, причем оба этих компонента должны быть уравновешены. Понимание консонанса и диссонанса в ходе истории музыки неоднократно менялось: с каждым значительным ее поворотом обновлялся, наряду с прочими ингредиентами музыкального искусства, и мир гармоний.

Наша традиционная звуковая система, которая строится на сложной иерархии мажорных и минорных ладов и которую можно смело назвать родным языком европейской музыки, насчитывает всего-навсего триста лет. И последние сто из них характеризовались расширением ее традиционных рамок (Лист, Вагнер, Дебюсси), ее заменой (Барток, Стравинский) или даже ее игнорированием.