Все эти линии продлеваются из экспозиции в следующие

Мы намеренно пока не будем говорить о множестве всяких ограничений, которые выдвигаются общими нормами относительно характера и размера частей и тем сонаты.

На практике преобладают исключения, весьма расходящиеся со схемой, решения, отходящие от правил. Но сначала приведем пример правильного построения формы:

Разработка может сохранить инерцию накопления нового тематизма.

Серединный тип изложения (знак неустойчивости, устремленности), скромно представленный в экспозиционном разделе связующей партией, получает мощнейшее усиление в разработке и ослабляется в репризе. Экспозиционный конфликт тональностей порождает поиск стабилизации, равновесия — через модуляционные напряжения разработки.

Наконец, идея производности, выразившаяся в тонких тематических связях экспозиции (прежде всего — в интонационной зависимости сферы побочного тематизма от главного), получает своего рода макропроекцию в структуре целой формы: разработка и реприза — крупнейшие разделы сонаты, производные от экспозиции. Кроме того, идея видоизменения тематизма — главная для сонатной формы. Достижение новых качеств образа через трансформацию— внутреннее свойство сонаты. Поскольку сонатная форма очень активно использовалась и ярче всего проявилась в жанре симфонии, это ее свойство стало одним из. коренных признаков симфонизма (как типа музыкально-художественного мышления). — Примеч. редактора.

Сонатная форма может быть различными способами расширена: как главная, так и побочная партии могут заключать в себе несколько разделов — в этом случае мы говорим о группах тем. Если заключение достигает размеров самостоятельного периода, то оно называется заключительной частью (партией).