Искусственные флажолеты образуются тогда, когда один палец крепко прижимает струну, а другой одновременно неплотно касается соответствующей точки струны на расстоянии терцового или квартового интервала от нижнего пальца. В потах флажолеты отмечаются нотными знаками в форме ромбика; в случае искусственного флажолета нижний, прижатый звук отмечается тоже.

Если смычок идет по струне около самой подставки, то возникает металлически шелестящий тембр — sul ponticello («у подставки»):

Его антипод — sul tasto, sulla tastiera («на грифе»): смычок располагается над грифом, ближе к головке, в результате чего достигается флейтообразный мягкий тембр:

Бывают случаи, когда по струне ударяют тростью смычка, что придает звучанию особый, сухой и щелкаю- ще-стучащий характер. Это — col legno («древком»). Заметим, что иногда, правда довольно редко, древком приходится играть так же, как и волосом, в частности, в тремоло.

На подставке смычковых инструментов можно укрепить сурдину  в форме гребенки, сделанную из кости или пластмассы, которая придает звучанию сдавленный, носовой окраски тембр.

Если палец левой руки скользит по струне, то между крайними точками звучит гамма, состоящая из интервалов, гораздо более тесных, чем в хроматической. Этот звуковой эффект называется глиссандо.

Особые звуковые эффекты смычковых могут разнообразно комбинироваться друг с другом. Одна из возможностей — pizzicato glissando: стоящий на струне палец начинает скользить по ней сразу же после появления звука.

Новейшая музыка проявляет большую склонность к расширению традиционной инструментальной техники.