Песня с инструментальным сопровождением появилась на свет, разумеется, не в XIX веке. Однако более далекое нрошлое песенной литературы современный репертуар концертов затрагивает редко: отчасти из-за того, что прежде голосу аккомпанировало не фортепиано, а лира, орган или клавесин; с другой стороны, сопровождение — continuo — играло подчиненную роль.

Проблема значимости участников, которая в истории инструментальной музыки является основополагающей, в песенном жанре сводится к типу музыкального сопровождения. Естественно, что суть идейного содержания заключается в вокальной партии; но вовсе не безразлично, ограничивается ли инструментальное сопровождение простыми гармониями, или отражает какие-то моменты настроения, психологические нюансы заключенного в тексте действия.

В эпоху барокко содержание текста передавалось вокальными голосами. К тому, чтобы достичь высокого художественного уровня сопровождения, старания прилагали только крупнейшие мастера — Монтеверди, Бах, Гендель; большинство же «рядовых» композиторов удовлетворялось простым нанизыванием аккордов и арпеджо.

То, что на ниве обновления оперы является заслугой Глюка, а в области инструментальной музыки — Гайдна и Моцарта, в песенной культуре осуществил Шуберт: в фортепианном сопровождении, возведенном им до уровня самостоятельного, равноправного действующего персонажа, все музыкальные элементы — интервал, ритм, динамика, темп, а также изменения тембра — все нацелено на одушевление атмосферы стиха.

В качестве примера проанализируем песню Шуберта, сочиненную им на слова баллады Гёте в 17-летнем возрасте.

Первое, что обращает на себя внимание, — основной ритм песни: триоли, которые появляются в разных видах (такты 1, 58, 87) и символизируют стремительную скачку всадника.