Глубоко личное и задушевное звучание его последних квартетов уже предвещает романтику. (Виолончельную партию, записанную в нашей цитате в скрипичном ключе, нужно читать и играть октавой ниже — этот старый способ нотации следовал примеру тенорового голоса.)

Шуберт, Шуман и Брамс вдохнули в классическую форму богатое и разнообразное эмоциональное содержание. Позднюю романтику представляют, в частности, струнные квартеты Дворжака, Сметаны, Чайковского и Бородина.

Литература фортепианных квартетов (фортепиано — скрипка — альт — виолончель) довольно скудна: она ограничивается несколькими сочинениями Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Брамса и Дворжака.

Еще более редкая комбинация — духовые со струнными; сюда относятся всего-навсего квартеты с флейтой и гобоем Моцарта (духовой инструмент выступает в ансамбле со скрипкой, альтом и виолончелью).

Большой редкостью считается ансамбль для четырех тромбонов 16 в траурной музыке Бетховена под названием Equali и шесть квартетов для духовых (флейта — кларнет — валторна — фагот) Россини.

Смычковый квинтет, как правило, представляет собой объединение двух скрипок, двух альтов и одной виолончели; для этого состава созданы шесть сочинений Моцарта и среди них большие квинтеты C-dur и g-moll, кроме того — смычковые квинтеты Бетховена, Мендельсона, Брамса; в смычковом квинтете C-dur Шуберта вместо двух альтов играют две виолончели и один альт. Популярная «Маленькая ночная серенада» для струнного оркестра Моцарта первоначально была написана для смычкового квинтета: двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса ( пример 223).

Состав квинтета для духовых: флейта — гобой — кларнет — валторна — фагот. В классической музыкальной литературе примеров такого ансамбля мало — его расцвет наступил позднее.