Таро ль — французский армейский барабан;

«львиный рев» — барабан в виде перевернутого конуса с натянутой сверху жильной струной (кетгутом), которую нужно тереть пальцем или куском кожи. Определения «высокий — средний — низкий» означают относительную высоту звучания.

Если состав струнных и духовых инструментальных групп едва ли изменился с прошлого века, то комплект ударных увеличился, а значение их в оркестре существенно возросло. Более того, ансамбль барабанов и других шумовых приспособлений, как подтверждает пример № 295, может выступить даже в качестве самостоятельного оркестра.

Музыкальные ансамбли, различные комбинации певческого голоса с музыкальными инструментами — наши добрые знакомые. Их названия мы встречаем на каждом шагу. Однако не всегда ясно, что кроется за такими словами, как «фортепианный квинтет», «двойной концерт», «терцет», «смешанный хор» и так далее, которые появляются в музыкальных афишах. Мы остановимся на каждом из этих понятий по порядку — от объединения двух инструментов до симфонического оркестра, от сочетания голоса и фортепиано до крупных коллективов, состоящих из солистов, хора и оркестра. Расскажем о предыстории жанров, их эволюции, литературе.

Полная нотная запись концертов, а также вокальных и оркестровых комбинаций заняла бы слишком много места, поэтому в наших примерах оркестровые голоса даются в двухстрочном фортепианном изложении; это, кстати, облегчит и их прочтение, которое, впрочем, не может вызвать особых затруднений, — некоторая новизна есть лишь в записи транспонированных голосов.

Иногда высота голосов, обозначенная в нотах, не соответствует той, что звучит в действительности.