К числу постоянных инструментов оркестра относятся две флейты и одна флейта-пикколо. Это не значит, что необходимость в них есть всегда: Моцарт чаще всего занимает в оркестре только одну флейту.

Следующий член группы духовых — гобой. Различие между ним и флейтой, бросающееся в глаза, заключается в том, что в гобой дуют не сбоку, а с конца, держа его вниз; кроме того, в инструмент дуют не непосредственно через отверстие, вырезанное в корпусе, а через специальный мундштук, вставляемый в него. Трость гобоя состоит из двух одинаковых, тщательно заточенных тонких и упругих камышовых пластинок, прилегающих друг к другу так, что на верхнем торце между ними остается узкая эллипсообразная щель 62. Нижний конец этих лепестков трости вставляется в маленькую металлическую гильзу, а та, в свою очередь, — в торцевое отверстие инструмента. Во время звукоизвлечения верхние концы лепестков зажимаются между губами; в трости возникают звуковые колебания, которые передаются внутрь инструмента. Камыш — материал, из которого изготавливается трость, — обусловливает и характер звука гобоя (шуршащий и носовой).

Длина гобоя — 60—62 см; его корпус, подобно флейте, разбирается на три части, не считая трости. Ствол инструмента книзу немного расширяется, принимая на раструбе форму колокола.

Наиболее трудное в игре на гобое — само звуко- извлечение. Воздуха в крошечную щель между лепестками трости входит мало; в результате можно, правда, исполнять довольно длинные музыкальные отрывки на одном дыхании, но воздух в это время приходится расходовать буквально по капле: длительность звукоизвле-

чения, таким образом, равнозначна задержке дыхания. Поэтому гобой часто делает паузы: ему нужно время для передышек.

Хотя извлечение звуков на гобое менее удобно, чем на флейте, и поэтому он уступает ей в отношении подвижности, тем не менее его виртуозные возможности нельзя недооценивать.