Следовательно, невозможны два скачка вверх подряд, поскольку один из них начался бы непременно с сильной доли. Со слабой доли на сильную скачок на дозволенные интервалы возможен:

В первом такте нашего примера в мелодии — скачок вверх со слабой доли; во втором такте скачок начинается хотя и на слабой доле, но, с точки зрения основных правил контрапункта, нижний из интервалов одного направления должен был быть большим. В третьем такте — та же ошибка.

После каждого скачка четверти должны следовать в обратном направлении; это правило более строгое, чем в предыдущих двух разрядах, где поворот в обратном от скачка направлении 15 хотя и обычен, но не обязателен. Уходить с диссонанса скачком не разрешается; единственное исключение — частые камбиаты, то есть «окружение» одного звука терцовым скачком:

В чередовании четвертей не может происходить повторения звуков иначе, как за счет октавного скачка. Начальные интервалы двух голосов: прима, терция, квинта или октава.

Запрещено задержание параллельных квинт и октав, если оно повторяется многократно или если чистые интервалы оказываются чересчур близко друг к другу; но оно допустимо, если происходит с помощью камбиаты:

(В примере с ошибкой два октавных интервала звучат рядом.) Два примера на III разряд:

Сюда относится и та форма метрического членения на 2, в которой на каждый звук cantus firmusa приходится 6 четвертей. В этом случае сильные доли — первая, третья и пятая четверти, слабые — вторая, четвертая и шестая. В остальном действуют правила «четыре ноты против одной».

Этот ритмический вариант может расцениваться как переходный между I и II разрядами; собственно говоря, оба голоса состоят из целых нот, но звуки контрапункта сдвигаются на половину длительности. Однако в нотной записи это представлено так, что кажется, будто против одного звука cantus firmusa располагаются два звука.