Достаточно упомянуть хотя бы самых выдающихся: Бетховен, Шуберт и Мендельсон, Шуман, Брамс и Дворжак многими значительными произведениями внесли свой вклад в создание репертуара фортепианного трио.

С участием фортепиано строятся и другие тройные комбинации, например: Трио для кларнета, альта и фортепиано Моцарта; Трио B-dur для кларнета, виолончели и фортепиано Бетховена; Валторновое трио (скрипка— валторна — фортепиано) и Кларнетное трио (кларнет — виолончель — фортепиано) Брамса.

Один из вариантов смычкового трио — скрипка— альт — виолончель. Такой ансамбль занят в Шести дивертисментах Гайдна, грандиозном Трио-дивертисменте Es-dur Моцарта, пяти Струнных трио и Серенаде D-dur Бетховена. Другой вариант — две скрипки — альт (Дворжак — Струнное трио). Здесь следует упомянуть 125 трио Гайдна для баритона, альта и виолончели,

которые он сочинил для своего покровителя князя Миклоша Эстерхази, игравшего на баритоне — этом старом, редком инструменте.

Трио для духовых также может быть разных составов, как, например, Пять дивертисментов для двух кларнетов и фагота Моцарта или Трио C-dur для двух гобоев и английского рожка Бетховена.

Интересный и особняком стоящий инструментальный ансамбль — в одной из серенад Бетховена (ор. 25): флейта, скрипка и альт.

Самая обширная и наиболее значительная литература в области камерной музыки всех ее разновидностей — это литература для смычкового квартета (две скрипки — альт — виолончель). Основы его характера, формальной структуры и атмосферы звучания заложил Гайдн. Близок ему в этом был Моцарт. Оба художника взаимно извлекали уроки из новшеств каждого.

Бетховен в рамках, унаследованных от великих предшественников, развил возможности, таящиеся в характере инструментов, в противопоставлении драматических элементов.