«Ящик Пандоры» (1960), нашумевшая «антиопера» (термин Кагеля) «Государственный театр» (1971); «Маге nostrum» (1975), «Варьете» (1977), «Сотворение мира» (1980), «Из Германии» (1981), «Сценарий» (1982). Свою концепцию «инструментального театра» Кагель неоднократно излагал и разъяснял в печати. «Новый музыкальный театр — это не просто одна из форм театра со своей стилистикой, но приложение принципов музыкального мышления к театральному искусству. Слова, свет и движения артикулируются точно так же, как звуки, тембры и темпы» . Критика, со своей стороны, квалифицирует «инструментальный театр» Кагеля как «амбивалентную клоунаду», «музыкальный цирк», и она, пожалуй, ближе к истине, если представить, что, например, в исполнении пьесы Кагеля «Варьете», как указано в предисловии к партитуре, «могут участвовать иллюзионисты, волшебники, акробаты, исполнители стриптиза (обоих полов), шпагоглотатели, карточные игроки, эксцентрики, атлеты, лилипуты, эквилибристы, факиры, карикатуристы, мимы, уроды, пожиратели огня, артисты театра теней, дрессировщики, чревовещатели, клоуны, телепаты, гипнотизеры»84, а в поставленной в 1981 году в Западном Берлине опере «Из Германии» на сцене выведены гётевская Миньона, роль которой исполняет мужчина, и сам Гёте, сидящий за прялкой.