Правда в том, что я композитор, влюбленный в музыку. Музыка — это главное, все остальное превходящее. Музыку можно найти в любой части, как в креольской, так и в индейской; точно таким же образом можно не найти музыки ни в „Лошадиных силах", ни в „Индейской симфонии"… И если верно то, что я не остался композитором „мексиканистом", так верно и то, что я не остался индихенистом» .

«Индейская симфония» — одночастное произведение длительностью 12 минут, написанное в своеобразно трактованной сонатной форме. Ее основные темы базируются на подлинных индейских мелодиях, развивающихся в традиционной куплетно-вариационной форме. «Индейскую симфонию» мож-но считать скорее симфонической сюитой с чертами сонатности, нежели симфонией в строгом смысле слова. «Восхитительное попурри из натуральных мелодий» — так определил ее Аарон Копленд74. Чавес трактует сонатную форму в этом произведении как возможность контрастного сопоставления образов, не составляющих противоречия. Это галерея музыкальных скульптур, а не схватка противоборствующих характеров или идей.

Народные мелодии, использованные Чавесом, принадлежат индейцам племен сери и яки с острова Тибурон и штата Сонора, а также уичолей из Найя- рита. Чавес с большим искусством использовал скрытые возможности развития, заложенные в индейских песнях.