Это «Сплавы» для чаранго  с оркестром (1966), «Антарес» для флейты, ударных и электронной аппаратуры (1968), серия пьес под общим названием «Любовь» на языке индейцев мочина для различных инструментальных составов (1969—1971), «День смерти» на языке индейцев аймара для одиннадцати инструментов (1967). К этой группе произведений относится наиболее известное и значительное создание композитора «Хоровая песнь Тупаку Амару И» для сопрано, баритона, хора и оркестра с применением смешанных средств (1965). Среди других сочинений Валькарселя выделяются «Кантата необъятной ночи» для баритона, хора и оркестра на слова Пабло Неруды (1964); «Инвенция» (1967) — его первое электронное сочинение; «Спектры» для флейты, альта и фортепиано и «Спектры И» для валторны, виолончели и фортепиано; «Дихотомия III» для медных духовых инструментов. В более поздних произведениях Э. Валькарселя заметны постмодернистские тенденции, проявляющиеся в определенном упрощении музыкального языка («Семь перуанских песен» для голоса и двух фортепиано, 1998). Получив образование в музыкальной школе Института изящных искусств в Медельине и консерватории Национального универститета в Боготе, Атеор- туа совершенствовался (1963-1964, 1966—1968) в Институте «Торквато ди Телья» в Буэнос-Айресе у Альберто Хинастеры и ряда видных европейских композиторов, сотрудничавших в эти годы в музыкальном центре.