Теперь уже можно говорить о взаимодействии трех ладоинтонационных сфер в творчестве Чавеса: основной квартово-квинтовой диатонической, идущей от индейской музыки, хроматической, олицетворяющей современные модернистские тенденции, и терцово-квинтовой гармонической креольского происхождения с определенными элементами романтизма.

«Фольклорный элемент в „Лошадиных силах", — по утверждению самого Чавеса, — очень важен. Это произведение откровенно „национальное" в со-знательном стремлении выразить сущность мексиканского креольского сти-ля» . В нем сосредоточилось все многообразие приемов преломления фольк-лорного материала в творчестве композитора от прямого цитирования до про-никновения выразительных средств, коренящихся в народной музыкальной практике, в индивидуальную систему композитора.

Первый раздел стремительного, зажигательного уапанго полностью ори-гинален. В нем сочетаются квартово-квинтовые мелодические обороты с типично креольскими интонациями. Характерно и чередование ритмов на 6/8 и 3/4, создающее эффект ритмического покачивания, смещения ударных долей. Сандунга, мягкая и лирическая, с оттенком меланхолии, дает отдых после бурного веселья уапанго. Таким образом, диссонантно-жесткой, механистичной «антимузыке» гигантского космополитического города впервые у Чавеса про-тивопоставлена гармоничная креольская музыка.