В другом месте говорится, что Чавес «презирал вклад народной музыки, но… желая подтвердить национальные корни, сообщил своей музыке социальную функцию, использовал в некоторых из своих произведений утерянные индейские мелодии… и те, еще живые европейские модели, которые стали популярными во время мексиканской революции» . Из этого высказывания следует, что мексиканской народной музыки, как таковой, вообще не существует, одна ее часть мертва, а другая — чужая. Согласно сообщению в газете «Мексиканская культура», Чавес объявил, что он против национализма в искусстве . Г. Шохман обвиняет Чавеса в «стремлении к своего рода „интеграции" идей и средств вырази-тельности», — с чем еще можно согласиться, — «в некоей универсальной, вненациональной художественной концепции» , — что, на наш взгляд, уже никак не соответствует действительности.

На творчество художников часто приклеиваются ярлыки, которые впо-следствии бывает трудно отклеить. Справедливая оценка нового художествен-ного явления приходит зачастую гораздо позже его возникновения. Бартока, Прокофьева, Стравинского в свое время дружно обвиняли в формализме, ис-кажении народной музыки, сегодня же их творчество является эталоном со-временного толкования проблемы народности, их стиль стал отправной точ-кой новых творческих поисков, новых дискуссий.