Творчество Жозе Сикейры с наибольшей полнотой выражает националь-ное направление в бразильской музыке второй половины XX века, и при этом оно наиболее близко по образному строю, характеру, общему художественному восприятию мира и даже по чисто стилистическим особенностям творчеству Вилла-Лобоса. Его музыка с успехом исполняется как на родине композитора, так и за рубежом. Такие его произведения, как балет «Карнавал в Реси- фи» (1947), симфонические поэмы «Бразильская альборада» (1936), «Песнь индейцатабажара» (1946), «Сцены бразильского Северо-Востока» (1951) и кан- татно-ораториальные сочинения, воссоздающие древние афробразильские языческие ритуалы, — «Шанго» (1952) и «Кандомбле» (1958), запись которого в 1975 году была осуществлена в Москве оркестром Радио и телевидения, — могут быть с полным основанием отнесены к числу лучших произведений современной бразильской музыки.

Оригинальный и глубоко индивидуальный стиль Сикейры, впитавший в себя многие характерные черты народной музыки бразильского Северо-Вос- тока, откуда композитор родом, сложился в 1950-х годах. Подобно Рольдану и Катурле на Кубе, Сикейра идет по пути предельной концентрации в своей музыке афроидных элементов. Он не боится обвинений ни в экзотизме, ни в отсутствии «универсальных обобщений», не стесняется прибегать ни к стилизации, ни к прямому цитированию в тех случаях, когда считает это необходимым.