Важнейшими образующими элементами его музыки являются тембр и интенсивность звука. В таких партитурах, как Соната для фортепиано (1960) или «Импровизации № 2» для двух фортепиано и струнных (1965), удивляет способность композитора к нахождению самых разнообразных и неожиданных звучностей. Вместе с тем в «Романтической симфонии» (1963) отдается дань традиции. В одном из своих наиболее известных произведений, «Симфонии с солирующей трубой» (1966), Мата демонстрирует отличное знание виртуозных возможностей инструмента. Драматическая сила первой части симфонии достигается с помощью ритмической активности, дополняемой пуантилистской манерой изложения инструментального ансамбля; вторая часть очень лирична и насыщена долгими тянущимися блоками хрупких, утонченных звучностей. Стремление к освоению новых «звуковых пространств» особенно проявилось в его «Импровизациях II» для струнных и двух «подготовленных» фортепиано с подвешенными под их крышками различными ударными инструментами. В балете «Иссохшие кости» Мата использовал электронную аппаратуру. Основной сферой своей деятельности Эдуардо Маты было дирижирование. Он руководи симфоническим оркестром Далласа (1977— 1993), много выступал с ведущими симфоническими оркестрами Америки и Европы. Э. Мата внес весомый вклад в пропаганду произведений современных мексиканских композиторов, в том числе в рамках проводимых им совместно с Кинтанаром «Фестивалей современной мексиканской музыки».