Сикейра разработал собственную оригинальную полиладовую систему, адаптирующую специфические черты фольклорной музыки Северо-Востока, — тритоновые и пентатонные звукоряды, часто встречающуюся повышенную кварту в мажоре (лидийский лад), характерные гармонии и ритмы. В высшей степени своеобразный стиль Сикейры, с одной стороны, может служить примером независимости от посторонних воздействий и, с другой, свидетельствует о плодотворности прямого контакта профессиональной музыки с «чудесной реальностью» народного мира Латинской Америки. Наглядной демонстрацией этих характеристик могут служить его Сонатины для фортепиано.

В творчестве Сикейры нашла продолжение также традиция создания ин-струментальных миниатюр в духе, если можно так выразиться, «романтизированного модернизма», в чем можно убедиться на примере его «Шориньо» для фортепиано:

Многие произведения Жозе Сикейры вдохновлены ритуальной афро- бразильской музыкой, связанной с языческими культами Африки. Типичные черты этих произведений — ритмотембровая импровизация на ударных инструментах, остинатные повторы остросинкопированных ритмических формул, антифонные переклички между солистом и хором, в мелодии — варьирование ангемитонных попевок, в динамике — постоянное ускорение движения и нагнетание звучности, доходящее до экстатического возбуждения.