Практически никто из учеников Кёльрейтера не придерживался в течение долгого времени «элитарного герметизма» авангардистских техник, — их «бразильская душа» не давала забыть о себе, — так же как ни один из «националистов» не удержался от соблазна вкусить от авангардистского пирога.

Моцарт Камаргу Гуарньери учился в Консерватории драмы и музыки в Сан- Паулу, совершенствовался в Париже у Ш. Кеклена по композиции и инстру-ментовке, а также брал уроки дирижирования у Ш. Мюнша. С 1940 года работал в качестве дирижера оркестра Филармонического общества в Сан-Паулу, в 1945 году стал одним из основателей Бразильской музыкальной академии, а с 1959 года — ее президентом. Многократно выступал в качестве дирижера ведущих оркестров многих стран мира, был членом жюри международных конкурсов музыкантов, более 100 раз удостаивался различных наград и почетных званий в Бразилии и за рубежом. Под влиянием Гуарньери находилось большинство молодых бразильских композиторов следующего за ним поколения.

Музыка Гуарньери насквозь пропитана соками фольклора его родного штата Сан-Паулу, однако фольклора «преображенного и очищенного» (Арналду Эстрела). Гуарньери — как он сам о себе говорил, — «композитор нацио-нальный, но не националистический»25. Присущий ему лиризм, истоки которого уходят в креольский романтизм XIX века, отражает одну из характерных черт национального бразильского мироощущения.