Как пишет современный мексиканский композитор и музыковед Хулио Ибарра, «охватив и постигнув проявления самых разных видов музыки, им удалось дать мексиканцам подлинно верный образ своей собственной страны. Этим смыслом познания самих себя, который имеет музыка национального направления, отмечен самый существенный момент ее истории» . Творчество Мануэля Понсе — это наиболее рафинированное выражение креольского музыкального романтизма конца XIX — начала XX века. В произведениях Карлоса Чавеса нашли наиболее последовательное воплощение индихенистская тенденция и модернизм того времени. Сильвестре Ревуэльтас представляет метисскую культуру. Творчество этих композиторов, трех ярких индивидуальностей, с разных сторон отражающих мексиканскую действительность, составляет ось национальной идентичности в мексиканской музыке, соединяющей прошлое и настоящее в новом единстве.

Начало нового этапа в истории музыки Мексики связано прежде всего с именем Мануэля Марии Понсе (Manuel Maria Ponce, 1882—1948). Он стал первым мексиканским композитором, который по-настоящему оценил значение народной музыки для композиторского творчества, первым, в творчестве которого национальное и интернациональное достигло органического единства.