Характерным примером этой «языковой» эволюции может послужить его Соната для фортепиано, написанная в 1972 году по заказу известного бразильского пианиста Лаиса Соузы Бразил. В этом произведении композитор предстает «полностью освободившимся от всех гармонических и тональных концепций», сонату отличает «полная свобода музыкального почерка, значительная лаконичность и экономия средств» . Начальный интервал большой септимы (сольЦ — ля), с которого она начинается, служит базой для различных трансформаций по мере развития. Настойчивый и импульсивный характер этой темы уподобляется, по словам самого композитора, какой-то идее, которая, будучи изложена один раз, многократно повторяется, чтобы быть лучше понятой  (пример 108).

Жозе Сикейра (Jose Siqueira, 1907-1985) учился в Национальной музыкальной школе Федерального университета Рио-де-Жанейро у А. Ф. Браги (композиция), позже совершенствовался в Парижской консерватории и Сорбонне. Был основателем Бразильского симфонического оркестра (1940) и Симфонического оркестра Рио-де-Жанейро (1949), учредителем и первым президентом Союза музыкантов Бразилии. С установлением в 1954 году военной диктатуры в Бразилии Сикейре было запрещено дирижировать государственными оркестрами, а в 1969 году он, как и многие другие прогрессивные деятели культуры, был объявлен персоной поп grata Однако Сикейра продолжал сочинять музыку и выступать с организованным им камерным оркестром.