Еще более сложный и смешанный состав исполнителей и аудиовизуальных средств предполагает алеаторическая композиция «Ньякауасу» на тексты из «Боливийского дневника» Эрнесто Че Ге- вары. В этом сочинении нашла отклик активная позиция композитора, подобно Бесерре и Гарридо Лекке, заявившего на форуме в Гаване, что «фундаментальная проблематика латиноамериканской музыки состоит не в ассимиляции техник, а в необходимости найти путь к выражению конвульсивной политической и социальной реальности этого континента» .

В 1973 году с закрытием Института «Торквато ди Телья» вследствие наступившей в Аргентине диктатуры Боланьос был вынужден вернуться в Лиму. Здесь он неожиданно прекращает сочинение музыки и посвящает себя всецело изучению перуанского андийского фольклора, автохтонных инструментов и танцев. В результате этих исследований появилось несколько трудов, в частности «Карта популярных музыкальных иснтрументов Перу» (1979), «Доис- панские музыкальные инструменты» (1988), «Происхождение доиспанской музыки» (2007).

Эдгар Валькарсель (Edgar Valcdrsel, p. 1932), племянник Теодоро Валькарселя, совершенствовался и работал в тех же центрах в Нью-Йорке и Буэнос- Айресе, что и Боланьос, и также использует в своем творчестве все виды авангардистской техники от додекафонии и алеаторики до электроакустических способов звукоизвлечения и смешанных средств. В то же время в ритмоинто- национном строе и тембровом колорите его сочинений в большей мере заметны индивидуальные авторские, а также индихенистские черты.