Понсе принадлежит к типу художников, творчество которых скорее обоб-щает и завершает предыдущую эпоху, чем открывает новую. «Музыке Понсе, — справедливо отмечает П. Пичугин, — при всем ее демократизме недоставало той общественной значимости, той глубины, стихийной силы, которые позволили бы ей эстетически возвыситься до уровня мощных социальных сдвигов, происходящих в мексиканском обществе того времени, и отразить их. Следующий решительный шаг в этом направлении был сделан учеником Мануэля Понсе Карлосом Чавесом» . Однако вклад Понсе в мексиканскую музыку весьма значителен. Его творчество отражает сохранившееся до наших дней романтическое мировосприятие жителей сегодняшней Мексики и Латинской Америки, и в этом нужно искать секрет популярности музыки Понсе среди широкого круга любителей музыки. Благодаря его усилиям мексиканская профессиональная музыка встала на путь самостоятельного развития — путь синтеза национального и интернационального в композиторском творчестве.

События всемирно-исторического значения, совершившиеся в начале XX столетия, — Первая мировая война и революция в России — послужили мощ-ным толчком, резко активизировавшим процессы социальных и культурных преобразований в странах Латинской Америки. Первой и наиболее значитель-ной революцией в западном полушарии стала мексиканская буржуазно-демократическая революция 1910—1917 годов.